Фотографией Никита Кальсин занимается 10 лет. По образованию он горный инженер, закончил КузГТУ. Работал по профессии, в том числе на угольном разрезе в Челябинске. Уральская мекка российской тяжёлой промышленности и стала для него отправной точкой в мир индустриальной фотографии.
Причем Никиту с самого начал привлекала ночная съемка.
«Снимать днем — это просто и однообразно, мне не особо интересно. А ночью ты мыслишь, как художник, ты говоришь с пространством. Это интрига, загадка. И каждый раз ты ведешь с ним диалог, чтобы понять, как пространство, лишенное света, выражает себя».
В портфолио Никиты серии ночных снимков, сделанные в разные годы на промышленных объектах — новокузнецком Западно-Сибирском металлургическом комбинате, кемеровском Коксе, на промышленных объектах Челябинска, Томска, Алтайского края.
Одна из последних серий — снимки Кемерова, сделанные с дрона с высоты от 200 до 450 метров. Это и центральная часть города, где расположена Кемеровская ГРЭС, и заводская — с цехами завода «Азот» и Ново-Кемеровской ТЭЦ.
«Люди боятся летать почему-то. А у меня есть птица. Ведь так интересно познакомиться с пространством с другой его стороны, сойти с привычной дороги».
С высоты 450 метров над Кемеровым, рассказывает Никита, Кемеровская ГРЭС оказалась похожей на гигантскую микросхему, от которой расходятся сосуды освещенных улиц. Это завораживает и восхищает.
Современная техника, в том числе дрон, дает возможность фотографам делать уникальные снимки. Но фотохудожники, уверен Никита, не снимают — они рисуют. Поэтому на одной площадке никогда не получится две одинаковых фотосессии, а для задуманного образа приходится порой возвращаться на съемку снова и снова, ждать восходящего часа, света, погоды и внутреннего состояния — тоже.
«Каждый раз я восхищаюсь масштабом того, что снимаю. Промышленные предприятия, что бы ни говорили, — это основа. И нашей страны, и человечества. И люди, которые в ней работают — созидатели. Это стоит ценить и показывать».
Никита шутит, что «выдержка — наше все». И в прямом, и в переносном смысле. Градирни Ново-Кемеровской ТЭЦ, например, он снимал на выдержке 1,5-2 секунды. Так получается передать движение пара, его осязаемость, кадр как бы нарисован…. Кстати, свои снимки фотохудожник обрабатывает в редакторе минимально — не больше 7%.
Высшим пилотажем, профессиональным, творческим вызовом Никита считает промышленную фотосъемку на пленочный фотоаппарат.
«Вот это будет уже совершенно другое измерение и тут, как говорится, пан или пропал — работа на ощупь. Но в этом и интрига».